Выпуск номер 13 рассылки Боевые искусства: вопросы психологической подготовки от 22 ноября 2005 года.
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Мы продолжаем разговор о психоподготовке.
Давайте вкратце разберем, какие выводы мы можем сделать из предыдущих выпусков.
Насколько вы помните, моя позиция состояла в том, что современные люди воспринимают психоподготовку, как некую панацею от всех бед — мол, стоит только ее «сделать», как их поведение в ситуациях реального боя станет более успешным.
Здесь, кстати, мы имеем дело с очень интересным психологическим казусом. Так как большинство из нас сегодня имеет весьма туманное представление о сути предмета, чаще всего психоподготовка воспринимается как некая ампутация чувства страха, причем неизвестно почему сроки этой операции также представляются энтузиастам чем-то вроде «чик — и все». Причем и само чувство страха кажется людям именно обузой, мешающей им проявить себя — не более. Избавился от него — и вся недолга.
Давайте проведем довольно простую аналогию — зачем нам, к примеру, желудок? Постоянно о себе напоминает, требует постоянно тратить деньги и время на покупку и приготовление всякой еды, а потом — на выведение отходов, часто болит — может, давайте его тоже: чик — и вся недолга. От стольких проблем сразу избавимся — не перечесть. На одной туалетной бумаге столько сэкономим!
Однако охотников на такую операцию найдется немного. Всем ясно, что желудок — далеко не самый лишний орган. Многие вообще ради него одного и живут.
Выходит, желудок для нас — гораздо более «классово близкий» орган, чем собственная психика. Ее большинству «психоподготовщиков» совсем не жалко — да и то сказать, не своя же. Проблему они готовы решить кавалерийским наскоком, и вместо скальпеля орудовать собираются кавалерийской же саблей. Выходит, что большинству людей собственная способность думать, рассуждать, оценивать ситуацию кажется лишней — и они готовы заплатить деньги чтобы от нее избавиться. По-моему, стоит подумать хотя бы над этим…
Страх является одним из базовых инстинктов любого живого существа. Он фактически существует столько же, сколько и жизнь на земле. Страх не дает существу лезть в ситуации, которые оно не может контролировать, или для которых оно не имеет программы действий. Действовать вопреки чувству страха — в большинстве случаев означает погибнуть. Ни одно животное не пытается действовать вопреки чувству страха. Почему же человек снова и снова ставит пред собой такую задачу?
Потому что он — существо социальное.
Во многих культурах от него так или иначе требуется поставить общие интересы выше своих сиюминутных, личных — именно поэтому ему приходится преодолевать страх. Берсерк, идущий в бой без доспехов, не имел возможности отступить — в языческой Скандинавии прослыть трусом было хуже, чем умереть. Этим он опозорил бы весь свой род. Самурай, идущий на верную смерть, или спокойно вспарывающий себе живот, также ставил интересы рода выше собственных: геройская смерть или ритуальное самоубийство аннулировали все его прошлые прегрешения, давая роду возможность выжить. Конечно, господа сплошь и рядом могли притеснять род и после этого — но в этом случае общественное мнение уже было против такого господина, что в средневековой Японии было очень весомым фактором. Боец, закрывающий своей грудью вражеский дзот, также ставит успех своего подразделения выше собственной жизни.
То есть, преодоление чувства страха как правило, необходимо в тех ситуациях, когда жертвуя своей жизнью, или своим здоровьем, или просто личным комфортом, человек совершает поступок, приносящий пользу его обществу — семье, команде, подразделению, стране.
То есть, прежде чем преодолевать «страх вообще», стоит подумать — чего ради?
Есть ли в данной ситуации нечто такое, какая-то высшая цель, ради которой стоит рисковать? Если же «идти навстречу опасности» каждый раз, то очень просто можно погибнуть ни за грош, ввязавшись в первую попавшуюся потасовку, никому не нужную и бессмысленную — или же, проявив ненужное «геройство», получить в последствии гораздо более тяжелые проблемы не только для себя но и для своих близких.
Очень многие люди, если не большинство, в душе остаются детьми — и ведут себя по-детски, с присущим детям максимализмом. Да, в детстве можно смело смотреть в глаза хулигану Ваньке, и бить его в нос, несмотря на то, что Ванька на голову выше. Какой бы он ни был, он тоже ребенок, и убивать вас не будет — тем более, что где-то там, позади, присутствуют всемогущие взрослые, которые и разведут, и спасут, и накажут кого надо. И за смелость похвалят.
Но вы выросли — это многое меняет. Попробуйте ударить в нос пьяного милиционера, вымогающего у вас деньги — и вас никто за это не похвалит. Скорее наоборот. А он вполне может достать пистолет и вас пристрелить. И ничего, скорее всего, ему за это не будет. И назовет ли кто-то вашу смерть геройской? Увидит ли кто-то в ней какой-то смысл?
Детские способы хороши для детей. Ели уж вы не применяли их в детстве, не воспитывали в себе храбрость тогда, когда это с их помощью было можно, то сегодня это в большинстве случаев будет неоправданной глупостью. Игры кончились. Сейчас ставки слишком выросли, чтобы с ними экспериментировать. Взрослому человеку приходится идти другим путем.
Заниматься психоподготовкой — это вовсе не значит изображать из себя храбреца по всякому поводу и бездумно (любимое слово «психоподготовщиков») бросаться в бой. Слишком велика вероятность того, что такая «тренировка» не пойдет на пользу.
Проведем аналогию. Вот, предположим, вы совершенно не умеете драться — и решили научиться. Что вы будете делать — запишетесь участвовать в открытом чемпионате мира по боям без правил или начнете искать себе подходящую секцию? Не стоит путать результат с методом его достижения. Если вы хотите сесть на шпагат, вам придется тянуться по чуть-чуть каждый день — а не рвать себе промежность одним геройским рывком. И не искать умельца-самоучку, который порвет ее вам за ваши же деньги.
Тренировка — это всегда процесс, причем достаточно долгий и постепенный. Что бы вы ни тренировали — хоть тело, хоть психику. Чтобы правильно тренироваться, вы должны иметь четкое представление, за что беретесь — и какими качествами, явными и неявными, это дело обладает. Ну и конечно, вы должны ясно представлять себе, чего вы хотите достичь.
Страх — очень сложное чувство. Для того, чтобы точно понять, от чего именно мы хотим избавиться, мы должны разобрать его на составляющие части.
Первая и основная составляющая страха: отсутствие четкой программы действий . Животное, даже самое свирепое и хищное, в такой ситуации не колеблется ни секунды — оно убегает. Хоть тигр, хоть акула, хоть лев, который вообще-то, по словам охотников, трусливее гиены. Лев боится автомобильного сигнала, акула — раскрытого зонтика, тигр — звуков трещотки. Правило простое, закрепленное миллионами лет: не знаешь, что делать — не лезь . Не начинай того, чего не сможешь закончить. Кто-то, возможно возразит — а как же волк нападает на лося, который больше него, а как же кошка защищает своих котят от нападающей собаки? Ответ прост — уж они-то знают, что делать. Боевые программы передаются животным генетически, они действуют инстинктивно, применяя то естественное оружие, которое появилось у них в борьбе за выживание — когти, клыки. У человека такого естественного оружия нет (если не считать ума) и соответствующих программ тоже нет. До возникновения орудий труда, которые дали нам возможность охотиться, основным способом добывания пищи было собирательство. Поэтому основные защитные инстинкты — Его инстинкты — убежать, спрятаться. Поэтому если человек четко не знает что именно и когда он должен делать, он, конечно же, боится действовать. Боится, поскольку действие в этом случае может еще более ухудшить ситуацию. Естественная реакция в этом случае — бегство или, при его невозможности, ступор, сжимание, «уход в себя». То есть — здесь нужно запомнить следующее: природной боевой программы у человека нет . Имитация боевой активности, служащая для распределения социальных ролей в стае не в счет — все применяющиеся в таких естественных драках приемы наименее опасны для здоровья. Именно поэтому его НЕОБХОДИМО учить драться — и он учится. Можно сказать даже, что наличие ПРИЕМОВ драки — один из основных признаков цивилизации. В этом легко убедиться, сравнив боевые искусства разных народов: как правило, чем примитивнее, чем первобытнее племя, тем более примитивные, детские у него способы драки. Наиболее дикие лесные племена вообще драться не умеют — хотя при этом могут быть очень успешными охотниками или даже людоедами.
Итак: человек попадает в ситуацию, требующую навыков драки — но не знает, как это делается. В слишком благополучном месте вырос. Он не знает что делать — и естественно, боится.
Вторая составляющая — программа вроде бы есть («я в кино видел что то такое»), но человек не уверен в том, что она верная и эффективная. А сомнения всегда снижают эффективность выполнения даже самых проверенных методов — даже если они как следует отработаны. Приемы всегда передаются путем показа — вольного или невольного. Сплошь и рядом кому-то удается перенять прием даже у врага, просто подсмотрев за ним. В этом суть человеческой натуры — мы способны обучаться чему-то не только на собственном опыте, но и перенимая информацию путем анализа закономерностей наблюдаемых явлений. Однако это не отрицает необходимость тренировки. Скажем так: далеко не всякий, кто видел фильмы с участием Брюса Ли, смог сразу же драться, как он. Для этого нужна довольно долгая подготовка — причем она не только укрепляет наши мышцы и сухожилия, делая возможными все эти движения (довольно простые, кстати), но прежде всего тренирует наше сознание, обучая опознавать движения противника, принимать правильное тактическое решение — какую именно технику применить, как поступить в данный конкретный момент. Без этого наличие программы, «знание приемов» — все равно что охотничье ружье, разобранное на части, упакованное, и спрятанное под замок, из которого вы никогда не стреляли. Поможет вам наличие в чулане такого ружья, если в ваш дом уже ворвались? Вот то-то.
Третья составляющая — недостаток отработки техники самих действий . Человек не имеет собственного переживания этих действий, «опыта успешности», его тело еще не запомнило все нюансы оптимального варианта движений, и поэтому возникает суета, растрачивание силы по мелочам, неуклюжесть, раскоординированность. Все это облегчает «работу» противнику и снижает шансы на успех. Соответственно возникает и страх — я-то знаю, как бить, только вот подействует ли… По аналогии с Брюсом Ли: вы-то знаете, что в этой ситуации полагается ударить ногой с разворота — только не уверены, что попадете. А если и попадете, то не уверены, что это произведет на противника должное впечатление — или что вы сможете противостоять его последующим действиям. Обычно в такой ситуации человек просто не делает ничего — а потом корит себя за трусость. Я думаю что именно на этот пункт нужно обратить наибольшее внимание. Нельзя полагаться на непроверенные вещи — но наработка может творить чудеса. Если вы каждый день наностие двести ударов кулаком, если вы можете погасить таким ударом свечу, порвать тетрадный лист, или даже разбить на лету сырую картофелину — бывают и такие уникумы — то, как мне кажется, вы будете достаточно уверены в действенности своего удара, чтобы суметь применить его в нужный момент. Как однажды сказал мне один знакомый боксер-легковес: «При хорошем уровне наработки удара не имеет значения, насколько велик он и насколько мал ты. Падают все». Человек, обладающий таким ударом, вряд ли упустит нужный момент, чтобы его применить.
Четвертая часть — отсутствие психологической готовности к тому, что эта ситуация может произойти именно с вами, здесь и сейчас. Неоднократны ситуации, когда вполне обученный человек оказывается захвачен врасплох, и ему не удается реализовать даже прекрасно изученную программу, потому что он не может психологически «принять» сам факт того, что это уже происходит именно с ним и сейчас.
Если уж мы считаем страх нашей основной проблемой, то эти его составные части и представляют собой приоритетные направления нашей работы.
Первоочередным из них я считаю наработку алгоритмов действий в различных ситуациях и тренировку техник и физических кондиций, которые пригодятся нам для их реализации. Знал бы где упасть — соломки бы подстелил? Ну так подстилайте. Тренируйтесь — заодно и здоровье укрепите.
Этот пункт по списку вроде третий — но я ставлю его на первое место потому, что слишком часто «психоподготовка» ставится в своеобразное противопоставление с техникой. Мол, если бы я не боялся, то я бы их всех… Что бы ты их всех? Красноречивое многоточие говорит именно о том, что человек НЕ ЗНАЕТ, что именно он сделал бы. Как же в этом случае он может считать что его действия, неизвестные даже ему самому, будут эффективными? То есть, если даже «пихоподготовка» в данном случае и будет эффективной, у вас есть огромный шанс потерпеть поражение просто потому, что вы не обладаете необходимым для избранного вами способа действий техническим арсеналом и физической формой. Ну, к примеру, набросится первоклассник на мучителя-десятиклассника — ну и что с того? Победит он его, что ли? Ну, набросится цыпленок на лису… Конечно, смелого пуля боится, и по слухам, если бежать по рельсам навстречу паровозу и кричать «Задавлю!», то он испугается и свернет. Может быть… Только охотников проверять это вряд ли найдется много.
Ситуация «глаза боятся — а руки делают» возможна только в том случае, когда вы очень долго отрабатываете технику, необходимую для боя, но боевого опыта не имеете. Поэтому ваши представления о бое ограничиваются воспоминаниями о том, как вас раз за разом били. То есть, ваша психологическая модель боевой ситуации устарела — но у вас покамест не было случая убедиться в этом. Вы не могли «загрузить» в свой компьютер новые данные — то есть, уже наличествующие у вас технику, скорость и силу. Однако в боевой ситуации новые навыки начинают проявляться как бы помимо вашей воли — и вы убеждаетесь в том, что теперь вам вполне по силам справиться с проблемой такого рода, а ваш привычный обидчик на самом деле вполне поддается вашему контролю. Вот тогда страх и пропадает — на его месте даже часто возникает компенсация в виде поиска новых и новых таких ситуаций. Феномен «гопничества», или уличного хулиганства, мотивом для которого является желание самоутверждения, во многом происходит из такой вот компенсации. Малец, которого били все, подтренировался, вырос и окреп — и в один прекрасный миг вдруг понял, что он и сам может побить многих. Вот он и начинает «компенсировать», наверстывать за все свои обиды. Да, да — большинство этих хулиганов тоже тренируются, и причем очень упорно. Это их способ выжить в том окружении, которое они же сами и создают. Поэтому тем, кто проповедует «психоподготовку», как средство противостоять «хотя бы такому» нападению, и говорит, что, мол, ему достаточно просто избавиться от страха, чтобы противостоять «обычному гопнику», следует помнить: обычный гопник — это вовсе не худосочный заморыш, наезжающий на вас из одной лишь авантюрной наглости. Если он и невелик ростом, значит, имеет в кармане какой-то более весомый аргумент в виде кастета или ножа. Он гораздо более вас знает, на что идет — и заранее готов к этому. Он не убежит, если вы просто стукнете его в ответ. Обычный гопник сегодня, особенно учитывая всестороннюю криминализацию общества, это физически крепкий и агрессивный парень, как правило, владеющий навыками какого-то спортивного единоборства или имеющий опыт уличных драк. Так что одной смелости вам может оказаться явно недостаточно. Стоять с гордым видом под градом ударов, как партизан на расстреле — не лучший способ решения ситуации. Гопник вас просто не поймет: раз стоит, значит мало получил, только и всего. Для того, чтобы успешно решить ситуацию, вам необходимо активно действовать самому — а значит, владеть необходимыми для этого навыками и техниками.
На этом пока все.