Автор: http://www.job-today.ru/issue/s49_99_5.htm
Как избавиться от страха перед аудиторией
Владимир Перемолотов
Рудольф Хайкин
Один умный человек сказал, что человек, стоящий на трибуне, ощущает себя более нагим, чем тот, кто идет по пляжу. В известном смысле он прав. Ощущение, что на тебя смотрят несколько десятков пар глаз, и у смелого человека может вызвать нервный озноб. Одно дело поговорить с человеком с глазу на глаз и совсем другое - выступить перед незнакомой аудиторией.
В числе причин, которые затрудняют выступление, можно назвать, во-первых, погружение в собственные переживания. Человек начинает думать о себе вообще и отдельных частях своего тела, в частности. Он ищет недостатки в своей одежде и смакует подробности еще не произошедшего провала. Этому можно противодействовать, переключив себя на размышления о деле, по которому вы собираетесь говорить.
Во-вторых, недооценка собственных возможностей. Выступающий считает, что ничего нового в его выступлении нет, что все всем уже известно, и его мнение никакого интереса не представляет. Если вы готовили выступление сами, то кому, как не вам, знать о том, что нового и что старого есть в вашем выступлении. К тому же, если нового не так много, как хотелось бы, а выступать все-таки нужно, вспомните, что "повторение - мать учения". И никак иначе.
В-третьих, - ошибочная оценка слушателей. В этом случае каждый слушатель расценивается нами как враг с пренебрежительной усмешкой на устах и уничижительной надписью на лбу: "Ну и дурак же этот выступающий". Поверьте, что все это далеко не так. Безусловно, когда-нибудь на вашем пути встретятся и такие люди, но большая часть слушателей - не злые цензоры, а скорее, доброжелательно настроенные партнеры, которые хотят услышать от вас нужную информацию.
В-четвертых, - воспоминания о провале. Негативный опыт, прокрученный в памяти перед выступлением, способен довести "до ручки" кого угодно. Есть два варианта решения проблемы. Первый - вы априори признаете себя самым умным, самым образованным и самым тонко чувствующим, и если что не так, то ОНИ сами во всем виноваты (помните Незнайку? - "Они до моей музыки еще не доросли!"). И тогда провалам места в вашей жизни просто не будет.
Второй - еще до начала выступления смириться с возможностью неудачи и признать, что такая неприятность могла бы случиться (и случалась) не только с вами, но и с людьми гораздо опытнее вас. Неудачи бывали и у Демосфена, и у Троцкого, и у Ллойд Джорджа. Если это произойдет с вами, то мало того, что вы окажетесь в хорошей компании, но еще и приобретете опыт, который позволит вам избегать подобных неприятностей в будущем.
Надо признать, что как ни готовь выступление, ни один оратор не застрахован от неприятностей. Среди страхов выступающих наиболее очевидны следующие - " Я стою и не знаю, что говорить дальше. Забыл все!". "Оговорюсь и ляпну такое...", "Забуду сказать что-то очень важное!", "Они не захотят меня слушать и разойдутся!".
Что делать в таких случаях?
Во-первых, - не волноваться. Если вы потеряли нить повествования, то, поверьте, ничего страшного еще не случилось. Можно попробовать преодолеть эту неприятность "с разбега". Повторите последнюю из тех фраз, которую удастся вспомнить, а еще лучше будет, если вы вспомните только что сказанную фразу ("Я хотел бы подчеркнуть следующее: преимущество этой модели перед остальными состоит в том, что..."). Если сходу не получилось, повторите ту же мысль, но другими словами. ("Иначе говоря, эта модель лучше (ездит, бегает, прыгает, пахнет").
Выход из такого положения зачастую кроется в умении развить высказанное положение с помощью ответа на вопрос - "Какие выводы можно сделать из высказанной только что мысли?".
Бывает, конечно, что человек впадает в такой ступор, что и эти безотказные приемы не действуют. В этом случае остается одно - завершить выступление, сколь коротким оно не было бы. Причем, не просто откланяться, а придать этому видимость презентабельности - "Это все, что я хотел сказать. У меня есть еще несколько соображений на этот счет, но я хотел бы сначала услышать ваше мнение...".
Если вы оговорились - а слово, как вы знаете, воробей, в этом случае быстренько прикиньте, как оговорка смотрится в контексте того, что вы только что говорили, и насколько она меняет все вышесказанное. Если она малозначительна, то и останавливаться на ней не стоит. Скорее всего, такой оговорки просто не заметят или поймут, что вы имели в виду, ну, а если оговорка серьезна, тогда придется поправиться.
- "Я хотел бы, чтобы вы поняли меня правильно: Наталья Владимировна Родионова - один из лучших работников в нашем Белом доме!".
Если же вы забыли действительно нечто важное, то изложите свою мысль как дополнение к уже вышесказанному.
"Вернемся к вопросу производительности этого агрегата...".
"Вот что я хотел бы еще добавить по вопросу о безопасности этой модели...".
В том случае, когда во время вашего выступления или презентации окружающие вас люди потихоньку начинают рассеиваться в пространстве, советуем не воспринимать это как личное оскорбление или смущаться... Просто происходит естественный отсев - те, кто понял, что ваша услуга ему не нужна, отходят в сторону. В этом ведь нет вашей вины!
Бывает и так, что во время выступления начинаются вопросы и реплики со стороны слушателей. Такой поворот событий не несет в себе ничего плохого, скорее, даже наоборот. Это свидетельствует об интересе к тому, о чем вы говорите. Услышав что-то, не пугайтесь, а подумайте - помешает ли эта реплика достижению намеченной вами перед выступлением цели? Если да, то просто не обращайте на нее никакого внимания, а если нет, то опираясь на реплику, вы сможете сделать еще один шаг к пониманию слушателями того, что вы хотите им сообщить. Если вам в этот момент сказать нечего, ответьте - "на этот вопрос я отвечу немного позже..." и продолжайте как ни в чем не бывало.