Автор: http://cheltrans.ru
Авиаперелеты уже давно вошли в нашу жизнь и составляют ее неотъемлемую часть. Между тем в медицинских кругах связанные с ними опасности обсуждаются давно и горячо. Недостаток воздуха, перепады давления и даже космическая радиация, по мнению некоторых специалистов, способны нанести серьезный ущерб здоровью пассажиров. Насколько оправданы эти опасения, читайте ниже.
Проблемы здоровья, связанные с воздушными путешествиями, с каждым годом становятся все актуальнее. Во-первых, потому, что с каждым годом люди летают все больше. Во-вторых, поскольку население планеты стареет, стареют и пассажиры, сообщает журнал «Коммерсантъ – Деньги». И если молодые и здоровые люди переносят перелет без видимых последствий для здоровья, то люди со слабым здоровьем действительно рискуют, преодолевая большие расстояния на самолете.
Наиболее популярная в недавнем прошлом тема ? это так называемый синдром экономического класса, то есть тромбоз глубоких вен нижних конечностей. Считается, что во время долгих перелетов, когда пассажиры много часов проводят без движения в неудобной позе, в пережатых венах нижних конечностей могут образовываться тромбы. Если такой тромб оторвется и попадет в легочную артерию, это приведет к рефлекторной остановке сердца и неминуемой гибели в течение суток. Чем дольше перелет, тем выше опасность возникновения тромбоза. Впрочем, после обширных исследований врачи пришли к выводу, что эта проблема касается не столько авиапассажиров, сколько, например, дальнобойщиков или спортивных болельщиков, которые просиживают перед телевизором помногу часов. Чтобы предотвратить образование тромбов, врачи рекомендуют всем пассажирам каждый час или два вставать, по возможности пройтись по салону. Ручную кладь, несмотря на увещевания стюардесс, лучше ставить не под кресло, а наверх, чтобы не ограничивать пространство для ног, рекомендуют «Деньги».
Микроклимат в самолете отличается от земного в первую очередь уровнем давления. Давление в салоне всех самолетов гражданской авиации гораздо ниже, чем на земле. От давления напрямую зависит количество связанного (питающего ткани) кислорода в крови: чем ниже давление, тем меньше этот показатель. Здоровый человек этого практически не замечает. Однако если пассажир страдает заболеваниями легких или сердечно-сосудистыми расстройствами, снижение уровня кислорода в крови для него может быть весьма ощутимо. То же относится и к пожилым людям, у которых насыщение крови кислородом исходно меньше, чем у молодых, и в условиях полета может быть вовсе ниже допустимых значений. В этом случае возникает опасность кислородного голодания тканей, начинается одышка, нарушения сердечного ритма и другие проблемы в работе сердца.
Самая частая причина вызова врача в самолете (около 23%) ? это сердечно-сосудистые расстройства. На втором месте ? желудочно-кишечные расстройства, на третьем ? обмороки. На российских авиалиниях, судя по опыту отечественных врачей, самая частая причина плохого самочувствия ? это похмельный синдром. Обезвоживание организма, которое происходит во время полета, вместе со всеми вышеперечисленными проблемами с сердечно-сосудистой системой приводит к тому, что похмелье в самолете переносится особенно тяжело.
Поскольку давление в самолете, как мы уже сказали, снижается, объем воздуха увеличивается примерно на треть. Поэтому возникает разница в давлении воздуха внешней среды и того воздуха, что содержится в человеческом организме. В лучшем случае это чревато болью в ушах.
Еще одна проблема ? это смещение крови во время взлета и посадки. При ускорении или торможении самолета, если человек находится в горизонтальном положении, кровь притекает либо к конечностям, либо к голове. Если у человека слабое сердце или повышенное давление, это может усугублять плохое самочувствие. Именно поэтому во время взлета и посадки рекомендуется не лежать, а сидеть выпрямившись.
Качество воздуха в салоне ? еще одна проблема, о которой говорят профсоюзы бортпроводников во всем мире. Интенсивность воздухообмена в самолете примерно в 20 раз ниже, чем на земле. Кроме того, воздух в самолете минимум в четыре раза суше, чем на земле (около 10% влажности). Такие условия с трудом переносят люди, склонные к заболеваниям дыхательных путей. Вдобавок во время длительных перелетов создаются идеальные условия для распространения всех воздушно-капельных инфекций. Ведь никто не гарантирует, что ваш сосед в самолете не страдает, скажем, открытой формой туберкулеза. Еще одна проблема, связанная с перелетами, это смена часовых поясов.
Установлено, что частая смена часовых поясов приводит к нарушению внутренних биологических ритмов организма. Поэтому люди, вынужденные летать часто, нередко страдают нарушениями сна, депрессиями или хронической усталостью. Перейти на местное время помогают физические нагрузки, бассейн, прогулки и т.д. Утверждают, что перестраиваться на местное время с востока на запад проще, чем с запада на восток.
Такая проблема, как воздушная болезнь, легко решается с помощью известных фармацевтических препаратов, таких как скоболамин, банин в виде таблеток или пластырей.
Гораздо серьезнее обстоит дело со страхом полетов. Это скорее не собственно медицинская, а психологическая проблема, которая с трудом поддается лечению. По статистике, такой фобией страдают около 15% людей, из которых 80% боятся летать панически, то есть просто наотрез отказываются летать. При этом страх могут внушать самые неожиданные вещи. Кто-то боится взлетов и посадок, другие панически боятся летать над водой или горами, третьи опасаются того, что пилоты могут вести самолет в нетрезвом состоянии и не справятся с управлением. В общем, фантазии у всех разные, и никакие доводы не могут переубедить таких пассажиров.
Между тем самолет ? значительно менее опасный транспорт, чем автомобиль или автобус, поскольку автокатастрофы случаются намного чаще. Этот факт, однако, не является достаточным аргументом для тех, кто боится летать. На Западе авиакомпании организуют специальные трех-четырехдневные тренинги, на которых люди привыкают к мысли, что летать не опасно. В России таких курсов пока нет, и все, что можно предложить людям, боящимся перелетов, ? это специальная литература из серии «помоги себе сам», сообщают «Коммерсантъ – Деньги».
Однако большинство пассажиров тематической литературе предпочитают алкоголь. Врачи крайне отрицательно относятся к такому подходу ? по их мнению, алкоголь может только усиливать страх смерти и приводить к паническим атакам на психику.