Освещение бывает разным
Несмотря на многообразие, системы освещения принято подразделять на три подсистемы:
· Общее освещение - для обеспечения видимости и задания тона и стиля всего помещения;
· Периметральное (круговое) освещение - для оживления стен, вертикальных по- верхностей и для упрощения ориентации в больших торговых залах;
· Акцентирующее освещение - выделение товара из общей массы, а также привлечения внимания к определенным деталям данного товара.
Общее (или основное) освещение есть во всех магазинах, но наибольшее применение оно получило в крупных продовольственных магазинах, супермаркетах, где роль освещения - показать весь огромный ассортимент магазина, и где время совершения покупки невелико. Как правило, оно реализуется двумя способами: более ярким освещением прилавков, полок, витрин, товаров по сравнению с приглушенным окружающим освещением торговой площади или равномерным освещением помещения с помощью симметрично распределенных осветительных приборов, что дает возможность делать перестановки торгового оборудования в любое время и в любом варианте.
Круговое освещение встречается значительно реже. Дополнительные осветительные приборы в этом случае расположены по периметру магазина и призваны освещать стены и другие вертикальные поверхности. Зачастую функцию периметрального освеще-ния выполняют рекламные лайтбоксы, встроенные в стены дисплеи или подсвеченные товарные экспозиции. В нерабочее время круговое освещение выполняет роль дежурного освещения (если таковое не предусмотренно) и иногда остается включенным на ночь. Поэтому оно реализуется на основе долговечных энергосберегающих технологий и использует люминесцентные (ЛЛ) или компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).
Акцентирующее освещение привлекает внимание покупателей к определенным това-рам. Например, образцы новой коллекции одежды, расположенные в центральной части магазина, могут освещаться более интенсивно. Оно достигается с использованием прожекторного оборудования или специальных ламп с зеркальным отражателем и требует регулярной подстройки направления освещения . В связи с частой сменой экспозиций товаров в торговом зале применяют прожекторы, установленные на стандартные токопроводящие шины. Альтернативой являются регулируемые осветительные приборы (downlights) с рефлекторными и галогенными лампами равномерно распределенные по потолку. Все эти светильники надо устанавливать так, чтобы товары не оказались в теневой области с точки зрения покупателя. Как правило, акцентирующее освещение дает максимально качественный свет , но одновременно является наиболее энергоемким и недолговечным.
Как выбирать, чтобы не ошибиться
Выбор осветительного оборудования (или оценка существующей осветительной системы) производится по двум критериям: по эффективности
(т. е. способности оборудования выполнять его функции: акцентировать
внимание покупателей, создавать общий фон, атмосферу и имидж магазина) и экономичности .
Под экономичностью понимают не только низкое энергопотребление и начальные затраты, но и низкие затраты
на замену ламп и общее обслуживание
системы освещения .
Основные показатели эффективности
светового оборудования - это качество и количество света . Качество определяется цветопередачей и цветностью светового излучения, а также отсутствием слепящего и других негативных эффектов.
О качестве света - цветопередача (Ra или CRI - Color Rendering Index) - способность освеще- ния передать истинный цвет предмета. При выборе ламп важно уточнить возможные эффекты оттенков света , т. е. то, как различные виды источников света передают цвета тех или иных товаров.
Различные лампы могут давать разный свет , усиливая одни цвета и ослабляя другие. Галогенные лампы и лампы накаливания имеют максимальный индекс цветопередачи 100, т. к. считается, что они дают 100%-ую цветопередачу и не искажают цвет товара. Тем не менее многие потребители верно замечают, что лампы накаливания имеют желтоватый оттенок, и поэтому используют галогенные лампы , дающие более белый свет . Индексы цветопередачи других типов ламп даны ниже:
· стандартных люминесцентных - до 75;
· люминесцентных ламп с 3-хполосным люминофором - до 85;
· люминесцентных ламп с 5-типолосным люминофором - свыше 90;
· металлогалогенных - 70-90.
Наиболее полно современным требованиям общего освещения отвечают компактно-люминесцентные лампы и люминесцентные лампы с 3-х полосным люминофором. Цвето-передача более 80 необходима в том случае, если определенная цветовая комбинация имеет большое значение для решения о совершении покупки. Например, высокая цветопередача имеет важное значение в магазинах, торгующих мясом, рыбой, фруктами. Цвет ламп с низкой цветопередачей может сильно исказить цвет продуктов, придав им неестественный оттенок, который отпугнет покупателя. В отделах самообслуживания, где решение о покупке принимается на основании внешнего вида упаковки, при недостаточно высоком качестве освещения яркие цвета могут быть не замечены покупателем. Не меньшее значение имеет высокий индекс цветопередачи в магазинах, торгующих одеждой.
Оттенок света следует определять как функцию цветности источников света . Цветность ламп (CCT - Correlated Color Temperature - Цветовая температура) измеряется в градусах Келвина. У различных типов ламп цветность отличается. Цветовая температура cверхтеплого оттенка равна примерно 2700К, теплого - 3000К, белого - 3500К, прохладного - 4000К, ''дневной'' свет имеет температуру около 6000К. От оттенка света зависит атмосфера в торговом зале. Мягкие теплые тона света ассоциируются с неформальной, интимной обстановкой, в то время как более холодные оттенки усиливают агрессивную, провоцирующую сторону визуального образа магазина. Поэтому выбор того или иного уровня цветности зависит в первую очередь от направленности магазина, т. к. для разных видов имеются свои предпочтения цветности. Например, продуктовым магазинам рекомендуется использовать теплые цвета, которые придают более привлекательный вид продуктам. в то время как для подсветки замороженных продуктов используют более холодные оттенки. Одежда, нижнее белье должны освещаться светом теплых тонов, т. к. они ближе к тем условиям, в которых одежда будет носиться. Холодные оттенки рекомендуется использовать в автомобильных салонах и магазинах бытовой техники. В магазинах, торгующих фарфором и хрусталем, холодные оттенки обязательны, т. к. подчеркивают их блеск и белизну.
Важно знать меру
Освещенность (или количество света на единицу площади) зависит от площади магазина, удаленности товара от источников света и других факторов. Одним из подходов к его определению, широко используемом на западе и в США, является зависимость от активности покупателей в магазине (число покупок за единицу времени, время на принятие решения о покупке и т.п.). Чем больше времени требуется для принятия решения о покупке (например, в ювелирном магазине), тем более приглушенным должно быть общее освещение , создающее интимную атмосферу, которая позволяет покупателю дольше оставаться у прилавка, не привлекая внимания. Как противоположность, на выбор фруктов в супермаркете тратятся считанные секунды. Поэтому важно чтобы они были представлены в лучшем свете и подход к прилавку был хорошо освещен. Таким образом уровень освещенности также различен для прилавков и проходов (см. таблицу).
Для выделения отдельных товаров на витрине, по российским нормам, акцентирующее освещение должно превосходить окружающее в 3 раза, по западным - в 5 раз и больше. Для открытых витрин магазинов рекомендуется устанавливать 3-5-кратно увеличенный уровень освещенности торговых площадей в рабочие часы, для закрытых витрин уровень освещенности должен быть увеличен по сравнению с окружающим освещением в 4-6 раз. В бутиках основное освещение меньше, но большое значение имеет акцентирующее. Кроме бутиков, акцентирующее освещение применяется в ювелирных, винных магазинах и т. п.
Хорошие лампы служат дольше
Немаловажный вопрос при выборе оборудования - его цена. Пользователей волнует два аспекта этого вопроса: какова начальная стоимость оборудования, проектирования и монтажа и какова стоимость его эксплуатации (смены ламп , стоимость энергии и т. д.). Для них желательно реже менять лампы и меньше платить за электроэнергию. При ближайшем рассмотрении эксплуатационные расходы целиком зависят от используемых источников света .
Самые рапространенные и самые дешевые на рынке - лампы накаливания . Они служат в среднем 1-2 тыс. часов, однако являются наиболее энергоемкими и не предоставляют выбора цветности. В сравнении с лампами накаливания галогенные лампы могут быть более миниатюрными и, долговечными (2-6 тыс. часов), а также потреблять в два раза меньше энергии. Зеркальные галогенные лампы предоставляют большой выбор ширины угла пучка света , что является важным для акцентирующего освещения . Они также дают искристый белый свет необходимый для эффектной подсветки товаров. Следует отметить, что при горении галогенных ламп выделяется много тепла, а также ультра-фиолетовый (UV) свет , от которого ткани могут выгорать, как на солнце, а пластик желтеть. Качественные галогенные лампы используют специальное кварцевое стекло, отсекающее UV часть спектра. Также используются специальные технологии для преобразования части тепла в видимый свет , для поддержания высокого уровня светового потока (у дешевых галогенных ламп к концу срока службы он опускается до 60% от начального). При относительной дешевизне галогенные лампы являются идеальным выбором для подсветки небольших витрин и дисплеев.
В освещении витрин и больших торговых площадей галогенные лампы все больше вытесняются более дорогими металлогалогенными лампами . Их основные преимущества состоят в следующем:
· значительно больший срок службы - 6-15тыс. часов;
· потребление энергии в два-три раза меньше,чем у галогенных ламп ;
· более широкий выбор цветности.
Следует заметить, что только металлогалогенные лампы с керамической горелкой обес-печивают высокую надежность. На данный момент они являются наиболее перспективными и испытывают наибольший рост применения в различных областях. Старые лампы с кварцевой горелкой не обеспечивают однородность цветности от лампы к лампе , которая еще больше ухудшается со сроком службы. При освещении такими лампами ряда витрин (или установке светильников в линию) некоторые из них будут неприятно выделяться различными оттенками света .
Люминесцентные лампы являются прекрасным выбором для общего ''заливающего'' освещения в помещениях с высотой потолков до 8 метров. Благодаря своим размерам они могут создать ''омывающий'' эффект подсветки стен или потолка. Они обладают хорошими энергосберегающими качествами и самым широким выбором цветности. Стандартные люминесцентные лампы прослужат 9 тыс. часов, лампы с 3-хполосным люминофором - 15-20 тыс. часов. Срок службы компактных люминесцентных ламп - 10-15 тыс. часов. Люминесцентные лампы так же, как и металлогалогенные, требуют применения специальных пускорегулирующих устройств. Как правило, при применении электронных устройств (в отличии от электромагнитных) можно добиться больших сроков эксплуатации ламп .
Концепции привлекательного и эффективного освещения постоянно меняются. Однако, как правило, они следуют тенденциям современного дизайна и архитектуры магазинов. Одно из последних направлений - это зонирование торговых площадей с помощью разного рода освещения . Прилавки, полки и экспозиции выделяются и возвышаются с помощью яркого акцентирующего освещения , в то время когда приглушенное общее освещение имеет ''темные пятна''. Такой тип освещения , равно как и многие другие прогрессивные системы используемые в России, наряду с очевидными преимуществами имеет неожиданные отрицательные стороны. Избежать или сгладить их вам помогут только специалисты.
Каталоги ламп (ТТХ):